Приветствуя участников, отметила, что совещание проходит в обновленном формате. За это время произошли существенные изменения. Принят закон об Уполномоченном с расширенными компетенциями. Я посчитала возможным переосмыслить организацию и порядок деятельности Рабочей группы, которая анализирует состоявшиеся решения об отобрании детей. Закон требует от меня проводить эту процедуру, которую, как мне кажется, должны сопровождать специалисты, имеющие большой опыт, авторитет и заинтересованные в общественном взгляде на решения, касающиеся детской политики.

В состав Рабочей группы вошли представители Общественной палаты, правоохранительных органов, руководители профильных отделов комитетов по социальной политике, здравоохранению, образованию, сотрудники полиции, опеки и попечительства, а также социально-направленные некоммерческие организации, помогающие семьям с детьми.

Во втором квартале текущего года органами опеки и попечительства Санкт-Петербурга произведено отобрание трех детей из двух семей. Все случаи признаны правомерными и соответствующими интересам несовершеннолетних. Фактов избыточного или неправомерного вмешательства в семью выявлено не было. Эксперты и надзирающий прокурор сделали вывод, что органы опеки и попечительства Санкт-Петербурга применяли крайнюю меру в виде отобрания ребенка в рамках ст. 77 СК РФ только в исключительных случаях с целью защиты прав ребенка.

В ходе всестороннего анализа одной из ситуаций установлено, что решение об отобрании малолетнего ребенка было принято органом опеки и попечительства в связи с ухудшением его здоровья из-за ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по оказанию малышу жизненно необходимой медицинской помощи. Семья состояла на учете в субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и была признана находящейся в социально-опасном положении. Ранее родители были лишены родительских прав в отношении старших детей.
Во втором случае двое малолетних детей были обнаружены с родителями в условиях, представляющих угрозу их жизни и здоровью.
Многодетная семья, в которой воспитывалось четверо детей, состояла на учете в субъектах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но не была признана находящейся в социально-опасном положении, в связи с чем, у надзирающего прокурора и экспертов возникли вопросы к деятельности субъектов профилактики. Руководители НКО, входящие в состав Рабочей группы, изъявили готовность принять непосредственное участие в оказании помощи и в сопровождении многодетной семьи.

Систематический анализ показывает, чтобы избежать отобрания ребенка у родителей по статье, предполагающей его возвращение в семью только на основании решения суда, органы опеки и попечительства прибегают к более мягким формам «отобрания», пытаясь уговорить родителя добровольно поместить ребенка в социозащитную организацию временно или на основании акта полиции.

Во 2 квартале 2021 года 11 детей из 8 семей были помещены в институциональные учреждения Санкт-Петербурга по заявлению родителей или по личному заявлению самих несовершеннолетних, родители которых в результате были лишены родительских прав или ограничены в них.
По данным ГУ МВД, 1629 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних были доставлены в территориальные органы МВД России на районном уровне Санкт-Петербурга.

С целью анализа положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, эксперты всесторонне изучили случаи отстранения и освобождения опекунов, а также случаи отмены усыновления, ведущие к неотвратимому разлучению ребенка с близкими.
По информации на 1 июля 2021 года 1191 ребенок состоит на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. 1156 детей находятся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5651 несовершеннолетний воспитывается в семье.

Органами местного самоуправления было принято 30 решений об освобождении опекуна или попечителя от обязанностей по воспитанию детей. Среди основных причин – смерть опекуна или ухудшение здоровья, отсутствие взаимопонимания с ребенком, в том числе связанное с его неудовлетворительным поведением, возвращение несовершеннолетнего в биологическую семью.

Работа по заданному направлению в тесном взаимодействии с ОМСУ позволяет выявить наиболее острые проблемы, влекущие к разлучению детей с близкими.

По итогам совещания дала ответственным исполнителям ряд важных поручений. Комитету по социальной политике было рекомендовано доводить до сведения органов опеки и попечительства информацию о деятельности заслуживающих доверие социально ориентированных некоммерческих организаций с целью использования дополнительных ресурсов помощи семье и детям.

Добавить комментарий