Проблемы — в «условной российской матери»
В июне этого года в России обнаружилась самая глубокая яма рождаемости, хотя спад фиксируется уже на протяжении 8 лет. В полугодие с января по июнь 2022-го россияне побили антирекорд, произведя на свет на 42,9 тыс (или на на 6,3%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А самый провал — в первый месяц лета (минус 9,6% к июню прошлого года) — об этом свидетельствуют данные Росстата.
Пока Росстат бьет тревогу, мы выяснили, следует ли нам ждать еще более глубокой демографической пропасти, когда скажется эффект последних геополитических потрясений и санкций?
По данным Росстата, в январе-июне текущего года в России родилось 635,2 тыс. детей, а в то же полугодие прошлого — 678, 1 тыс. Число родившихся в России неуклонно сокращается с 2014 года.
Минтруд РФ прогнозирует снижение рождаемости в нашей стране вплоть до 2024 года. Причины — малое число россиянок «фертильного» (детородного) возраста 20–29 лет в силу того, что это дети мощнейшей в российской истории демографической пропасти середины 1990-х-начала нулевых. В снижении репродуктивных настроений соотечественников министерство винит и неопределенность на рынке труда.
Минздрав и некоторые демографы «грешат» на последствия пандемии, приведшие к снижению уровня жизни и уверенности в завтрашнем дне у детородной части населения (по данным Росстата, доходы россиян во 2-м квартале 2022 года уменьшились на 0,8% в сравнении с тем же отрезком прошлого года, а в предыдущем квартале — на 1,2%).
Но социальные ведомства тут же напоминают, что и «стимуляция» рождаемости идет полным ходом: ежемесячные выплаты для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, выплаты на первого и второго ребенка для семей с определенным уровнем дохода и другие. А главное — маткапитал, который с 2007-го года выдавался на второго и последующих детей, а с 2020-го его стали выдавать и на первенцев.
За 2021 год маткапитал, по данным ПФР, получили более миллиона семей. В числе «стимулов» к размножению эксперты вспомнили и декретные отпуска для пап, развитие института сертифицированных нянь, ренессанс советской ясельной системы, рост помощи, национальную стратегию и т.п.
— Скажите, а когда нам ждать ямы, порожденной событиями последнего полугодия? — интересуемся у председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрия Крупнова.
— На мой взгляд, от текущих событий никаких особых последствий можно не ждать, равно как и от ковида, от который повлиял на статистику смертности, но не рождаемости. Основная причина нынешнего спада — сегодняшняя условная российская мать 26-27 лет рождена в 1995-96 годах, когда в предыдущей демографической яме даже дна не нащупывалось. Но вообще в РФ задолго до пандемии и санкций этого образовалась константа — «полуторадетная семья», то есть, по 1,5 ребенка на ячейку общества. Иногда показатель повышается до 1,7 ребенка на семью, но общей картины это не меняет. А чтобы нация не вымирала, нужна хотя бы 2,5-детная семья, а это 3-4 ребенка на семью. Таких на сегодня всего 7%.
— Плохо стимулируем?
— Дело не в стимуляции и не в доходах с подорожаниями. Образный пример: вы среднем 1-2 часа в день сидите в своем смартфоне — переписываетесь, читаете новости и пр. А я очень хочу вас отвлечь — и в результате моих стараний вы сидите в телефоне не 2 часа, а 1.58. Это что-то меняет в вашем образе жизни?
Или заходите вы в магазин, видите, что некий продукт подорожал на 100 руб и звоните мужу: нет, рожать не будем, жизнь подорожала.
Дело в самой семье — вернее, в том, что культ семьи у нас разрушен. В 1/3 случаев российский ребенок растет без отца. Женщины рассуждают, что им по силам родить и вырастить одного ребенка «для себя», чтобы состояться как мать, не завися от «мужчин-козлов». А о втором и последующих детях речь заходит в крепких семьях, где есть надежный мужчина.
В 60-е годы прошлого столетия разводов в нашей стране было в 7 раз меньше, чем браков. А сейчас их равное количество. Образно говоря, пока на одной улице веселятся, гуляя свадьбу, на другой скандалят в преддверии развода.
Авторы: Жанна Голубицкая